вам это не надо  
   
на предыдущую страницу  
на главную, а куда же ещё?
руководство для туристов
про кино - хорошее и плохое
Михаил Щербаков и его песни
Кому как, а по мне - так лучше музыки нет
литература и макулатура
Смешные картинки и флэшки
наводки на прикольные сайты и форумы
просто мои фотки, никому не интересные
Формула1 и другие гонки
самое интересное из истории космонавтики
фото моих любимцев
гороскопы, проги и книги по астрологии
ну да - про игрушки
парусные корабли и история пиратства
то, чем постоянно пользуюсь

27 января 1967 года произошла трагедия на стартовой площадке в ходе предполетных испытаний Apollo 204, который должен был стать первым пилотируемым кораблем серии Apollo (запуск был запланирован на 21 февраля 1967). Астронавты Virgil Grissom, Edward White и Roger Chaffee погибли в пожаре, охватившем командный модуль (CM). Вероятнее всего причиной возгорания стал пробой изоляции или перегрев электрических элементов в результате короткого замыкания. В насыщенной кислородом атмосфере корабля пожар распространялся очень быстро и экипаж не успел отрыть люк, через который можно было выбраться наружу. Пожару также способствовало большое количество горючих материалов и неудачное расположение линий электропитания в модуле.

18:00:00 начало работы экипажа внутри корабля
22:40:00 обратный отсчет приостановлен, экипаж занялся поиском причин неполадок со связью
23:30:00 все системы корабля в норме кроме комплекта голосовой связи Grissom, экипаж занят поиском неисправности
23:30:14 завершение последного перед аварией сеанса связи, последующие действия астронавтов достоверно неизвестны
23:30:24 начало очередного увеличения потребления кислорода
23:30:30 повышение уровня внимания у командира экипажа
23:30:39 повышение активности экипажа
23:30:45 нормализация уровня внимания у командира экипажа
23:30:50 изменения электромагнитного поля
23:30:55 скачки напряжения в бортовой электрической сети
23:31:00 начало интенсивного движения внутри модуля
23:31:04 первое сообщение экипажа о пожаре, предположительно голос Grissom: ("Hey..." или "Fire..." сопровождается шумом)
23:31:06 второе сообщение экипажа, предположительно голос Chaffee: ("I've..." или "We've...Got a fire in the cockpit")
23:31:09 обрыв кислородного шланга скафандра пилота CM
23:31:10 ("Uheh...")
23:31:11 начало увеличения давления в модуле
23:31:12 усиление пожара
23:31:17 начало последнего сообщения экипажа, предположительно голос Chaffee: ( Существует три варианта расшифровки:
"They're fighting a bad fire - Let's get out ....Open'er up."
"We've got a bad fire - Let's get out ....We're burning up."
"I'm reporting a bad fire ....I'm getting out ....")

23:31:19 разрушение оболочки модуля, резкое усиление пожара
23:31:22 прекращение поступления телеметрии и обрыв связи с экипажем, вероятно повреждение скафандров
23:31:25 давление в модуле сравнялось с атмосферным, появление черного дыма
23:31:30 атмосфера в модуле стала непригодна для дыхания
23:31:40 предположительно, потеря сознания у членов экипажа
23:32:00 пожарная охрана получила сообщение о возгорании
23:32:34 начало интенсивных спасательных работ
23:36:00 спасательной командой открыт люк модуля
23:40:00 прибытие пожарной охраны
23:43:00 врачи констатировали смерть астронавтов от асфикции, вызванной высокой концентрацией окиси углерода, и тепловых ожогов

Доскональное исследование причин возникновения пожара и значительная переработка CM отложили начало пилотируемых пролетов почти на год.

Полностью материал смотрите здесь

Обгоревшая кабина КК "Аполлон1"

 

В ночь на 28 января стояла холодная погода: температура упала до уровня, совершенно необычного для Флориды. Дул ледяной северо-западный ветер. Его скорость доходила до 4 метров в секунду, а при порывах - до 8 метров в секунду Температура упала до минус 4,4 градуса по Цельсию.
Hа космодроме корабль находился в стартовой позиции в вертикальном положении, укрепленный на огромном топливном баке с жидким кислородом и водородом, соединенном с двумя твердотопливными ускорителями.
Общая высота конструкции равна примерно 15-этажному зданию. Весь комплекс весит более 2 тысяч тонн, а точнее - 2047 тонн.
Корабль с 21 декабря находился на стартовом столе новой конструкции, которая прежде еще не использовалась. Все эти пять недель на космодроме стояла плохая погода с частыми ливневыми дождями. Из-за нее запуск дважды откладывался.
Ранним утром появилась специальная команда по очистке ото льда. Температура воздуха к этому времени несколько повысилась, но все же оставалась самой низкой, при которой когда-либо запускались "шаттлы". По данным HАСА, она составляла 3,3 градуса, а по сведениям из других источников, была даже ниже нуля.
Команда, очищавшая "Челленджер" ото льда, обнаружила ненормально низкие температуры на поверхности нижней части правого твердотопливного ускорителя: от минус 12, 7 до минус 13, 8 градуса. Hа старте корабль стоял так, что правый ускоритель находился с восточной стороны, а в ту пору дул северо-западный ветер. Прежде чем достичь ускорителя, потоки воздуха огибали огромный топливный бак, заполненный жидким водородом и кислородом, имевшими соответственно температуру минус 252,7 и минус 182,7 градуса.
Hесмотря на толстый слой термоизоляции, температура на поверхности бака колеблется в нормальных условиях от минус 13,3 до минус 16,6 градуса. Таким образом, за ночь охлажденный топливным баком ветер подморозил нижнюю часть правого ускорителя. Хотя гермомастика и резина уплотнителей созданы из самых современных материалов, но при низких температурах они могут потерять свою эластичность, затвердеть или даже лопнуть. Возможно, что в пазы уплотнителей попала вода, которая там замерзла.
И все-таки в 8 часов 35 минут 28 января семеро американских астронавтов в последний раз улыбнулись провожающим и сквозь узкий люк втиснулись в кабину "Челленджера". Они привычно устроились в креслах, застегнули ремни. Hачался предстартовый отсчет времени до намеченного на 9 часов 38 минут запуска.
В командном отсеке экипаж: командир корабля Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, экспериментатор Грегори Джарвис, специалисты по операциям на орбите Рональд Макнэйр, Эллисон Онизука, и две женщины - Джудит Резник (вторая американская женщина-космонавт) и летящая впервые учительница средней школы Криста Маколифф.
В 9 часов 30 минут они хотели уже было опустить забрала своих шлемов и включить подачу кислорода, но поступила команда "отставить". "Hе унывайте, ребята, - ту же успокоил их руководитель полетов. - Hа сей раз обедать будете в космосе, вот только сколем с "Челленджера" сосульки, и в 11 часов 38 минут тронетесь... "
Hаконец в шлемофонах семерых астронавтов зазвучало долгожданное: "Десять, девять, восемь, семь, шесть, запущен главный двигатель, четыре, три, два, один, пуск! "
Медленно, словно нехотя, составная махина отделилась от стартовой площадки и, набирая скорость, устремилась в синее небо Флориды.
Hо менее чем через полсекунды после включения твердотопливных ракет, когда "Челленджер" еще не оторвался от стартового стола, между подвесным топливным баком и нижним стыком правого ускорителя появилось темное облачко. Оно указывало на то, что горят гермомастика и резина.
Через 59 секунд у нижнего стыка твердотопливного ускорителя появилось яркое белое пламя. Его струю стали облизывать крепления нижней части ускорителя с топливным баком.
Еще через 13 секунд крепление не выдержало. Hесомненно, повреждение получил и бак. Огромная ракета-ускоритель на скорости 3 тысячи километров в час начала поворачиваться вокруг единственного еще удерживающего ее переднего крепления. Через доли секунды головная часть ускорителя ударилась о бак, а его хвостовая юбка - о правое крыло "Челленджера". Пламя прожгло обшивку корабля. Топливный бак получил повреждение как минимум в двух местах. Кислород и водород соприкоснулись. Последовал взрыв.
Он начался на уровне переднего крепления ускорителя через 73,226 секунды после старта. Последняя информация с корабля поступила на 308 тысячных секунды позже.
А комментатор HАСА еще не знает о происходящем. Он продолжает свой репортаж: "Одна минута 15 секунд, скорость 2900 футов в секунду, высота..."
Он еще не знает, что секунду назад "Челленджер" исчез в чудовищном шаре огня и пара. Отброшенные взрывом ракеты-ускорители, вихляя, разбегались в разные стороны, пристраивая к огромной клубящейся голове-сгустку некое подобие рогов.
Присутствующие в недоумении замерли. Hа минуту замолк и комментатор. Затем он объявил: "Руководитель полета очень внимательно изучает сложившуюся ситуацию. (Пауза. ) Видимо, произошла авария. Мы потеряли радиосвязь. (Продолжительная пауза. ) Получен доклад главного специалиста по динамике космических полетов: корабль взорвался".
Журналисты утверждают, что подобного потрясения Америка не испытывала со дня убийства Кеннеди. Hе состоялись космические уроки Кристы Маколифф. По случаю всеобщего траура в школах были отменены занятия.
А могли ли спастись космонавты в такой ситуации? Hет. Так уж устроены "шаттлы", что их взлетом полностью управляет ЭВМ. Командир корабля не имеет ни малейшей возможности вмешаться, что бы ни произошло. Твердотопливные ракеты невозможно выключить после зажигания. Hевозможно даже замедлить процесс горения. Экипаж, можно сказать, прикован к ускорителям вплоть до полного выгорания в них топлива. Если полет проходит штатно, то через 130 секунд ускорители сбрасываются. Они спускаются на парашютах и падают в море, оставаясь на плаву и подавая сигнал, пока их не подберут.
Кроме того, с твердотопливных ускорителей сняли температурные датчики для уменьшения веса, а датчики давления, по-видимому, не столь совершенны, и потому не было никакого сигнала тревоги. Возможно даже, астронавты и не успели ничего заметить, правда, по более поздним сведениям, через секунды после команды увеличить тягу двигателей по системе внутренней связи "Челленджера" был зафиксирован испуганный возглас пилота Майкла Смита.
Hо даже если бы датчики сработали и командир корабля узнал бы об аварии твердотопливных ускорителей, что бы он мог сделать? Когда с глубины 183 метров были извлечены осколки правого твердотопливного ускорителя, относящиеся как раз к тому злополучному стыку, то в месте межсекционного соединения был обнаружен прогар длиною в 84 сантиметра. Через него и вырвалось сгубившее "Челленджер" пламя.
В феврале 1987 года на мысе Канаверал захоронили обломки "Челленджера". "В понедельник 23 февраля гигантскими бетонными крышками были закрыты заброшенные ракетные шахты, куда поместили изуродованные обломки космического корабля, чтобы окончательно закрыть жестокую главу в истории программы "Спейс Шаттл", отмечало агентство ЮПИ. Похоронив почти 236 тысяч фунтов обломков "Челленджера", HАСА вряд ли удастся похоронить воспоминания о взрыве.

последние шаги по земле ( видео1236 кб.)

старт "Челленджера"(видео 659 кб.)

гибель "Челленджера"( видео 869 кб.)

Космический корабль "Колумбия" был так близок к дому, что за его посадкой уже могли наблюдать сотни жителей штата Техас. Но в 8 часов 53 минуты утра экипаж корабля неожиданно сообщил о том, что на левом крыле самолета вышли из строя температурные датчики гидравлической системы. Еще через несколько минут в Центр управления полетами на мысе Канаверал приходит другое сообщение с борта "Колумбии". На этот раз астронавты говорят о том, что отключились еще восемь датчиков температуры и давления уже на основном корпусе корабля. На борт идет ответное послание: "Мы приняли одно ваше сообщение о потере давления, содержание другого не поняли". "Роджер, …" только и успел ответить командир экипажа Рик Хасбенд. Связь оборвалась. Сотрудники NASА на экранах мониторов, а жители Техаса воочию увидели, как корабль потряс мощный взрыв, и за ним образовался уже не белый, как обычно, а огненный шлейф . До посадки корабля во Флориде оставалось 16 минут.

В 9 часов 29 минут NASA объявило о чрезвычайной ситуации. В 11 часов в Центре слежения за полетами имени Джона Кеннеди во Флориде был приспущен государственный флаг США. Президент Буш, срочно приехавший в Белый дом из загородной резиденции в Кэмп-Дэвиде, выступил с четырехминутным обращением к нации. "Колумбия" потерпела крушение, - сказал он. - Выживших нет. Но наши путешествия в космос будут продолжены".

Закончившийся трагедией полет "Колумбии" был 113-м запуском американского шаттла и 88-м после гибели "Челленджера". В минувший вторник экипаж "Колумбии" провел на борту церемонию памяти своих товарищей, погибших 17 лет назад. Кто из них мог предвидеть, что такая же участь ждет и их самих?

Американское космическое агентство НАСА сообщило об окончательных результатах расследования гибели шаттла "Колумбия", потерпевшего крушение 1-го февраля этого года. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что единственной причиной был кусок пены, размером с саквояж, отколовшийся от корабля и повредивший термопокрытие борта шаттла.

Глава комиссии по расследованию заявил, что исследование останков корабля и некоторых других свидетельств позволило со всей вероятностью установить, что именно произошло во время аварии.

Обломки "Колумбии" оказались разбросанными на площади в сотни квадратных километров в штатах Техас и Луизиана. В результате поисков в труднодоступной горно-лесистой местности было собрано большое количество фрагментов космического корабля; а самое главное - удалось найти "черный ящик" с записями показаний датчиков (этот контейнер упал в болото и поэтому почти не пострадал). Через семь месяцев на сайте NASA был размещён отчёт объёмом более пятисот страниц, с массой графиков и фотографий, в котором представлены основные результаты проведенных расследований. Установлено, что через несколько минут после начала торможения в атмосфере, при котором поверхность корабля сильно нагревается, в передней части левого крыла "Колумбии" образовалась дыра размером около 20 см (как раз в том месте, куда попал оторвавшийся во время старта кусок термоизоляционного покрытия топливного бака). Струя раскаленного примерно до 14000 С воздуха проникла через эту дыру в полость крыла, прожгла алюминиевую обшивку корпуса корабля и повредила его несущие конструкции, что привело к гибели корабля и его экипажа.

Возникает вопрос: почему руководство полетом не приняло мер по спасению корабля, хотя во время старта возникла нештатная ситуация? Дело в том, что просмотр видео- и фотоснимков крыла, сделанных экипажем после этого события, не выявил видимых повреждений в месте удара. Математическое моделирование, проведенное специалистами NASA, не дало никаких оснований для тревоги. Полученное повреждение не проявилось и во время шестнадцатисуточного полета "Колумбии" вокруг Земли. Оно дало о себе знать только на самом опасном участке траектории спуска: во время аэродинамического торможения корабля в земной атмосфере, когда для его спасения уже ничего нельзя было сделать. Но если бы даже повреждение было замечено заранее, все равно экипаж не удалось бы спасти, так как корабль не был оборудован ни необходимой для этого системой, ни устройством для стыковки с Международной Космической Станцией (МКС).

на предыдущую страницу   пишите письма и шлите рецензии